acek_rock_terrorism (acek_rock) wrote in germanrock_ru,
acek_rock_terrorism
acek_rock
germanrock_ru

SZ MAGAZIN - ПЕРЕВОД СТАТЬИ О RAMMSTEIN (ЧАСТЬ1)


Süddeutsche Zeitung Magazin
Номер 27, 6 июля 2012



Этот выпуск SZ-Magazin полностью посвящен одной рок-группе: Раммштайн является одной из самых непонятых групп в Германии, и в то же время – одними из крупнейших экспортеров немецкой культуры. Музыканты крайне неохотно общаются с журналистами или не общаются вовсе. Фотограф Andreas Mühe, (32), и ведущий третьей страницы Süddeutschen Zeitung Alexander Gorkow, (45), знакомы с музыкантами на протяжении многих лет. Впервые музыканты предоставляют возможность взглянуть пристальней на свою жизнь и работу: Mühe и Gorkow на протяжении нескольких недель сопровождали Rammstein в их туре по сценам Канады и США. Gorkow вспоминает о «многих, многих часах в обществе этих вдумчивых, музыкальных и по сути своей совершенно неуправляемых анархистов».

ПРИЯТНОГО ПРОЧТЕНИЯ!



Вверху: Honda Center, Анахайм, Калифорния: Rammstein по пути на работу. Группа в лифте.
Слева: лифтёр, ударник Шнайдер, гитарист Ландерс, вокалист Линдеманн, гитарист Круспе, басист Ридель и клавишник Лоренц.


Rammstein, Ein Lied:
«Wer Gutes tut, dem wird vergeben
So seid recht gut auf allen Wegen
Dann bekommt ihr bald Besuch
Wir kommen mit dem Liederbuch».

«Thilo «Baby» Goos, Техник, Denver Coliseum: «Это, уважаемые господа, одна из самых больших сцен, которые сейчас находятся в пути. 24 метров в ширину, 15 метров, конструкция из чистой стали. Здесь будет 100 динамиков и много висящих на крыше ламп, 50 тонн оборудования поднимаются на 120 подъемниках. Все это потребляет 380000 ватт. И это все надо установить. Это Rammstein . Два из 24 грузовиков, предоставленных US Trucking Company, предназначены для перевозки обеих электростанций. Здесь два агрегата на мегаватт каждый, и для проведения шоу требуется примерно 1000 литров дизельного топлива. Нам нужна эта мощность, чтобы не обесточивать город во время выступления . Нужно решить много вопросов: старые греющиеся лампы вместо холодного освещения? На все нужна электроэнергия. Большинство шоу сегодня выглядят как студии на телевидении. И рок-концерты тоже. Холодно. Пойдет. Но не для Rammstein». Необходимо электричество. Снизу из-под сцены вырываются фонтаны дыма сквозь решетку - и выше, до самой крыши. Снизу сквозь ту же решетку рвутся потоки пламени. А на решетке стоит певец Тилль Линдеманн. Он выглядит немного печальным, как будто заглянул с того света. И этот голос – как отзвук очень плохой погоды. Слышит ли он свой собственный голос? В голову приходит бывший работник цементного завода Франц Биберкопф из Доблинс Берлин Александрплатц. Свобода? Паноптикум. Города? В избытке. Жизнь? Нужно противостоять ей с удвоенной силой. Линдеманн взывает «Links, zwo, drei, vier» и марширует, как будто у него в каждой ягодице по батарейке, спрашивает этих американцев вечер за вечером: «Können Herzen singen? Kann ein Herz zerspringen? Können Herzen rein sein? Kann ein Herz aus Stein sein?»
__________________________________________________________________________________________


Сиэтл, обязательная текила перед шоу. Среди музыкантов странная тишина. Из зала с другой стороны слышно, как там оглушительно скандируют: «Rammstein! Rammstein! Rammstein!»

Здесь, в Америке, люди в концертных залах пропевают вместе каждый из этих вопросов. Они отступают от огня. Они потеют от жары. Они зажмуривают глаза от света. В один прекрасный момент, после этих недель тура тут, в Америке, рано утром перед отлетом, лежа в кровати номера 1023 в Zaza Hotel приходит осознание: насколько же это лучезарно, насколько громко и жарко, как будто рождается планета. Слева, встроенный в железную сцену, находится бункер пиротехников. Проходящим через этот бункер во время шоу приходится пробираться сквозь гигантскую мешанину кабелей, сопел, шлангов, баллонов с воздухом. Например, гитарист Пауль Ландерс во время исполнения Asche zu Asche стоит около горящего микрофона в считанных миллиметрах над головами техников, и его видно сквозь узкие щели в течение шоу, которое рассказывает свои печальные и смешные истории. Рассказывает о темноте и о том, как пронизывает темноту луч света. Света Rammstein, например, красное сердце на груди Линдеманна, пульсирующее в абсолютно темном зале: минимальные декорации к песне, которая действует на тебя с мощностью бульдозера за углом, Mein Herz brennt. Или это стальные крылья Линдеманна весом в 50 килограмм, из которых в конце песни Engel вырывается огонь. Или это струи огня, которыми Линдеманн, словно адский дух, окатывает котел с сидящим внутри одетым в белое клавишником Флаке Лоренцом.
___________________________________________________________________________________________________
Артисты под куполом цирка

Rammstein образована в 1994 году в берлинском районе Пренцлауэр Берг. До этого некоторые из музыкантов играли в легендарной ГДРовской группе Feeling B. Легко провоцируемый Раммштайн, кумирами которого тогда была словенская группа Laibach, немцы и критики с угрожающим звуком и воинствующими представлениями огня и света. Признание и слава пришли к ним из-за границы – американский режиссер Дэвид Линч оттенил песней группы в 1996 году свой психологический триллер «Шоссе в никуда». Левый философ Славойек сказал в своем интервью 2010 года: «Так же как у Чарли Чаплина в Великом Диктаторе в словах Гитлера сквозь невнятное бормотание доносилось только «Apfelstrudel» и «Wiener Schnitzel», также саботируют Раммштайн непристойнейшим манером фашистскую утопию». Состав Раммштайн: Певец и автор текстов Тилль Линдеманн (49), гитарист Пауль Ландерс (47), гитарист Рихард Круспе (45), бас-гитарист Оливер Ридель (41), ударник Кристоф Шнайдер (46) и клавишник Кристиан Флаке Лоренц (45).
___________________________________________________________________________________________________

Денвер Rammstein играют Asche zu Asche, третью песню вечера. Под потолком виден мост, который до начала концерта находится над головами зрителей. По этому мосту группа выходит на сцену.
___________________________________________________________________________________________________

Флаке Лоренц в машине по пути из Сан-Антонио в Хьюстон:
«Все, что получается в результате усилия – дерьмо. Послушайте музыку по радио. Бубнящее жалобное скучное дерьмо. Потому что написано насильно. Создано людьми, которым нужно выплачивать ипотеку за дома. Тупо заявлено ими же. Капитализм отупляет. Я лично не напрягался и пяти минут в жизни. Тут надо самому решить. Настоящее искусство не рождается от усилий. Только случайно. По воле желания».
___________________________________________________________________________________________________

Непосредственно о самой Америке в этой поездке остались отрывочные впечатления. Зеленый Денвер и государственный парк Ред Рок, например, где смотритель, увидев, как ставят на валун голого Рихарда Круспе, предупредил: «Ребята, если придет шериф, это будет вам стоить, по меньшей мере, 180 дней тюрьмы». Mockingbird Lane в Далласе, «Rockfish Diner» и обед с Линдеманном в страшной жаре. Его воспоминания о ГДР и дружеской переписке с Женей из Казахстана, который однажды заявился собственной персоной и в качестве подарка к Всемирному Фестивалю Молодежи привез с собой раскрашенные тарелки из родных краев: «Тут комсомол, там ССНМ (прим. перев.: Союз свободной немецкой молодёжи, ГДР). Всемирный Фестиваль Молодежи был организован для увеличения числа молодых социалистов. Та же самая хрень». Маленький Тилль, чувствительный упрямый мальчик. 9 мая 1970 года он увидел по западному телевидению Вилли Брандта в окне «Erfurter Hofs» во время его визита в Эрфурт. Несколько часов он бегал по дому с криком: «Вилли Брандт в окне! Вилли Брандт в окне!» (прим. пер.: Вилли Брандт - немецкий политик, социал-демократ, четвертый федеральный канцлер ФРГ, лауреат Нобелевской премии мира) Его обучение на столяра-плотника в "производственной части 5", Ростокском округе Шмарль: «Это бревно, ну, сделай же из него окно, Линдеманн. Я сделаю сегодня тебе окно еще и из бревна».
Еще один фрагмент путешествия: прогулка с Флаке Лоренцом по Huntington Beach. Его ужас относительно мертворожденных аргентинцев под палящим калифорнийским солнцем. Флаке возмущается: «Кто здесь живет? Кто хочет тут жить? Безумие. Тупость». В Pazifik-Suburbia он неожиданно говорит: «Я жил как-то на Fehrbelliner Straße, 7». «И?» «А теперь держись: в том же доме жили фрау Фетт и герр Фляйшфрессер (прим. перев.: Fett – толстый, жирный, Fleischfresser – плотоядный, пожиратель мяса; весьма забавные фамилии.)» Он хочет кого-то одурачить? «Клянусь. Астрид Фетт в одной квартире. Вольфганг Фляйшфрессер в другой. У меня есть свидетели».
Но – шоу, свет, огонь. Все на своем месте с точностью до миллисекунды. Cirque du Soleil без ухода от реальности (прим. перев.: имеется ввиду знаменитый Цирк Солнца).


Феникс. Флаке Лоренц после шоу. 23.15. Сейчас артист примет душ и, оставив в стороне участниц афтепати с удивленно поднятыми бровями, поедет в отель, где будет читать до тех пор, пока не уснет.

Berghain плюс поэзия. (прим. перев.: известный техно-клуб в Берлине. ) Тилль Линдеманн получает каждые пару лет на ускоренных курсах пиротехников так называемое свидетельство пиротехника. То, что он держит в своих крупных, покрытых шрамами руках, нечто вдвойне великолепное, дословно: «Разрешение на проведение работ с пиротехническими изделиями».
Раммштайн знают, когда должно гореть, а когда нет, когда шоу должно быть прекрасным сном, а они сами – ночным кошмаром. Это шоу родилось в умах писателей и поэтов, а не организаторов мероприятий. Например: ударник Христоф Шнайдер. Его отец – оперный режиссер, и с самого детства Шнайдеру приходилось слышать о мистических западных концертах, о летающих свиньях и гигантских стенах. Таким образом, в воображении Шнайдера рано возникло представление об Адском Цирке, Черном Театре. Клавишник Кристиан Лоренц противник эпического подхода, его прозвище, Флаке, недвусмысленно указывает на сколь своенравных, на столь же и обходительных карикатурных персонажей из одноименного ТВ-сериала. Кроме того, Флака - еще и опоздавший родиться представитель флюксус-поколения, он - и Роберт Вальзер (прим. пер.: имеется ввиду, поколение, выражающее себя и живущее по принципу абсолютной спонтанности, не признающее никаких рамок и ограничений). И еще – он радикал. Одно из его лапидарных потрясающих высказываний о жизни по дороге в отель: «Человек трахается или не трахается совсем. Трахаться немножко не прокатит».




На фото сверху: Пуль Ландерс, Христоф Шнайдер и Оливер РИдель (слева на право) в гримёрной перед шоу в Далласе.
На фото снизу: Группа перед выходом на сцену. Виннипег, Канада. Уже 21 вечера, зал неистовствует. И снова это удивительное спокойствие среди музыкантов.

Лицо и тело Тилля Линдеманна покрыто шрамами, что неудивительно: например, каждый вечер он отбивает головой тяжелую микрофонную стойку. Если смотреть на это шоу вблизи, то можно с уверенностью сказать: это действительно опасно. Шрамы появляются от пролетающих искр, режущих глаза вспышек света и пламени, сполохов открытого огня.
Темнота это одно, свет это иное. Громкость - это одно, шепот - это иное. Печаль - это одно, комизм - это иное. Если вас не устраивают иносказания, вам не понять Раммштайн. Это и приводит к тому, что чудовищное по мощи явление немецкого языка не помещается в уютную кастрюльку диалога культур.
Институт Гёте? Да фигня это. (прим. пер.: имеется ввиду Гёте-институт, являющийся подразделением отдела культуры Генерального консульства Германии и занимающийся преподаванием немецкого языка по всему миру в собственной сети учебных центров).


Флаке Лоренц на реке Колорадо во время обеденного перерыва в поездке из Сан Антонио в Хьюстон. Когда пару секунд спустя к берегу подплывает каноэ береговой охраны, Флаке уже успел одеться. Публичное обнажение в Техасе грозит тюремным заключением.


Ванкувер. Флаке Лоренц плывет на надувной лодке по рукам публики во время песни «Haifish», являющейся скромным грустным приветом к Бертольду Брехту: «Und der Haifisсh, der hat Tränen / Und die laufen vom Gesicht /
Doch der Haifisсh lebt im Wasser / So die Tränen sieht man nicht» (прим. пер.: текст припева перекликается с текстом песни Мэкки Мессера из «Трёхгрошовой оперы» Бертольта Брехта).
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments